За митрополитом Клинским, экзархом всея Африки, пойдут «102 клирика Александрийского Патриархата из восьми стран Африки, согласно поданным прошениям» (цитата из решения Священного Синода РПЦ от 29 декабря 2021 г.). Мелочь в предпраздничной суете? Нет. Институционализация раскола.
Напомню кратко: в 2018 г. Константинопольский патриарх признал новую украинскую юрисдикцию своей, согласно ее горячим пожеланиям и вопреки столь же горячим возражениям Москвы. С тех пор все поместные церкви, которые ее тоже признают, считают в Москве «уклонившимися в раскол» и «разрывают с ними общение». Притом односторонне: в РПЦ не благословляют своим прихожанам посещать православные храмы в Константинополе или Александрии, но если кто туда придет, им ни в чем не будет препятствий. Разрыв односторонний. Гибридный, так сказать.
Ну разорвали и разорвали, всякое бывает, можно и потом общение и вернуть – так было до недавних пор. Мне, впрочем, и тогда уже казалось, что перед нами событие масштаба 1054 года, когда западная (католическая) и восточная (православная) церкви разорвали меж собой общение, и оно до сих пор остается разорванным. Да теперь уже трудно и склеить разбитое: каждая традиция ушла вперед, различия, которые казались мелкими и незначительными, стали принципиальными: вот у нас, в отличие от них… И, конечно, вопрос власти: кто кому будет подчиняться?
Так вот, вчера был сделан огромный шаг по увековечиванию раскола: Московская патриархия ни много, ни мало провозгласила свою юрисдикцию над всем Африканским континентом, до сих пор входившим в один из пяти древнейших патриархатов, Александрийский. Александрия этого, очевидно, не признает, да и остальные поместные церкви тоже. И следующие шаги логичны: все поместные церкви, которые этого не признают, за Клинским не пойдут и продолжат общаться с Александрией (а это буквально ВСЕ поместные церкви), будут объявлены раскольничьими. Вероятно, на стороне Москвы останется Сербская церковь, может быть, еще парочка небольших юрисдикций, но не более. И возникнут русские экзархи во всех остальных частях света: Жигулевский, Очаковский, Останкинский…
В результате в ближайшее десятилетие мировое православие поделится-таки на греческое и русское. Нет, никакого Filioque, никакого целибата для духовенства или непорочного зачатия Девы Марии (всё это разделяет православных с католиками), даже никакого папизма (впрочем… но об этом ниже). Только украинский вопрос – и глобальный раскол мирового Православия. А там подтянутся и вторичные вопросы: греки празднуют свое Рождество 25 декабря, нечестивцы, тогда как наше, родное русское Рождество, отмечается строго 7 января, от веку так повелось (в 2100 году будет сюрприз, что уже 8-го, но это еще не скоро) и не грекам нас учить!
Смысл?
Это, конечно, обида и месть Константинополю за Украину (и нет, я не считаю, будто та патриархия во всем права, совсем нет). Бессильная, надо сказать, месть. Но есть и более внятная цель: построение на территории одной, отдельно взятой Российской Федерации суверенной Государственной Церкви. Со всеми вытекающими последствиями. На уровне риторики и эстетики давно к тому идет – см. Главный Храм Вооруженных в Подмосковье. Вооруженные, они такие. Это вам не двенадцать легионов ангелов!
Среди епископов, священников и диаконов, прихожан РПЦ и просто сочувствующих немало таких, кто этому совсем не рад. Это решение принято лично Патриархом, как и все остальные решения последнего времени (кстати о папизме). Но еще больше таких, кто просто ничего не заметит. А многие и согласятся: так проще, так лучше, так «каноничнее», нам по телевизору рассказали. Хотя канонами здесь всего лишь идеологические дырки затыкаются…
Что дальше? Логичен следующий шаг: теперь на канонической территории РПЦ, в том самом Клину, или Талдоме, или Торжке, появятся приходы Александрийского или Константинопольского патриархатов – это же совсем другая конфессия. Понятно, что при нынешней власти этого не будет, позаботится ведомство Бастрыкина – но навсегда ли оно? А раскол, похоже – на века, и думаю, что однажды он перестанет быть односторонним.
В интересную эпоху живем, товарищи. Для историка интересную.